Обнародованы записи черных ящиков Российского ТУ-154.

Эксперты полагают, что самолет мог погибнуть по той же схеме, что и два «Боинга» в ноябре 2013-го и марте 2016-го, экипажи которых пытались избежать сваливания в плоский штопор

Стали известны новые подробности катастрофы Ту-154, разбившегося в воскресенье, 25 декабря под Сочи. Как стало известно СМИ, экипаж самолета, на котором в Сирию летели артисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова, несколько российских военных, журналисты нескольких центральных телеканалов и известный благотворитель Елизавета Глинка, в последние секунды полета боролся с нештатной ситуацией, вызванной проблемой с закрылками.

«Чё за х**ня?!…»

Накануне, 27 декабря спасателям удалось найти и поднять со дна Черного моря один из бортовых самописцев погибшего лайнера. Содержащиеся в нем данные эксперты уже успели частично расшифровать. Быстрому извлечению информации способствовало то, что пленка, на которую фиксировались переговоры экипажа, оказалась не повреждена.

«—…Скорость 300… (Неразборчиво.)

— (Неразборчиво.)

— Забрал стойки, командир.

— (Неразборчиво.)

— Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

— Закрылки, с**а! Чё за х**ня?!

— Высотометр!

— Нам… (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

— (Неразборчиво.)

— Командир, мы падаем!»

Такой фрагмент расшифровки, в частности, опубликовал портал Life News.

Источник, к которому журналисты обратились за комментарием, пояснил, что для пилотов инцидент стал неожиданностью, однако они не растерялись, а сразу начали предпринимать усилия по спасению борта.

Также эксперты сообщили, что на записи слышен сигнал предупреждения о превышении критического угла атаки. Это ситуация, при которой плоскость крыла оказывается под очень большим углом к набегающему потоку воздуха. Вслед за превышением угла атаки набегающий поток «срывается», то есть перестает поддерживать летательный аппарат, из-за чего самолет переходит в режим плоского штопора, теряя высоту почти плашмя.

Закрылки – подвижная часть задней кромки крыла. Выпущенные закрылки увеличивают изгиб профиля крыла, подхватывая набегающий поток и направляя его под углом вниз. Чем сильнее выпущены закрылки, тем большая подъемная сила давит на нижнюю плоскость крыла, и тем круче самолет набирает высоту. Убранные закрылки, наоборот, делают крыло более плоским, подъемная сила падает, и самолет может выполнять горизонтальный полет с наименьшим сопротивлением воздуха и в наиболее стабильном режиме. Нештатное срабатывание закрылок могло привести к срыву потока и срыву лайнера в плоский штопор.

Ранее эксперты отмечали, что гражданским самолетам чрезвычайно сложно выйти как из обычного, так и из плоского штопора: большая масса не позволяет решить проблему за счет увеличения тяги двигателей, как это получается у истребителей. В то же время, аэродинамические свойства лайнеров не дают экипажам агрессивно маневрировать. При небольшой высоте пилоты лайнера просто не успевают стабилизировать самолет и набрать необходимую для возобновления полета скорость.

Не в первый раз

Комментаторы отмечают, что по похожему сценарию развивались несколько недавних авиакатастроф. Так, в ночь на 19 марта текущего года в Ростове-на-Дону разбился «Боинг 737-800» авиакомпании FlyDubai. Тогда трагедия произошла при попытке посадить лайнер в условиях снежного шторма. Экипаж не смог зайти на посадку с первого раза и пошел на второй круг. В точке поворота лайнер также оказался на углах атаки, близких к критическим.

Фатальной ситуацию сделало недопонимание летчиков. Как сообщали СМИ, один из пилотов решил опустить нос самолета, чтобы набрать горизонтальную скорость и выйти из опасного положения; а его коллега одновременно попытался решить эту же проблему другим способом – перевел двигатели в режим взлета. В результате 78-тонная машина «клюнула» носом и на форсаже устремилась к Земле.

«Стой! Куда? Стоять!» – таковы были последние слова, прозвучавшие в кабине пилотов рейса FZ981. Позже несколько летчиков авиакомпании FlyDubai сообщили российским СМИ, что из-за неправильно составленных графиков и жесткой эксплуатации вынуждены летать в состоянии крайней усталости. Один из них даже признался, что во время одного из рейсов и он сам, и его напарник «выключились» в сон на несколько минут. Катастрофы удалось избежать лишь благодаря автопилоту.

Крушение самолета в Ростове-на-Дону стало своего рода калькой с гибели «Боинга 737-500» авиакомпании «Татарстан», разбившегося в ноябре 2013 года. Тогда самолет также вышел на критические углы, потерял скорость и стал сваливаться в плоский штопор. Экипаж попытался спасти воздушное судно, но пилоты не поняли друг друга, и в результате лайнер на большой скорости врезался в землю.

Тем временем

Ближе к обеду среды, 28 декабря водолазы обнаружили и подняли со дна Черного моря второй бортовой самописец Ту-154. Кроме того, участники поисковой операции обнаружили в воде тело 16-го погибшего при аварии авиалайнера. К настоящему времени, по данным Минобороны, в районе авиакатастрофы найдено 239 фрагментов тел жертв трагедии.

Добавить комментарий

123